Российская орбитальная обсерватория заметила, как чёрная дыра разрушает звезду

Телескоп eROSITA орбитальной рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» зафиксировал раннюю стадию разрыва приливными силами звезды, пролетевшей рядом со сверхмассивной черной дырой в центре галактики на расстоянии 2,5 миллиарда световых лет от Солнца. «Вещество разрушенной звезды образовало аккреционный диск и медленно поглощается черной дырой», — передают астрономы. «Замечательно, что российские ученые открывают теперь в среднем одно событие приливного разрушения звезд сверхмассивными черными дырами в далеких галактиках каждые десять дней», — говорит научный руководитель орбитальной обсерватории «Спектр-РГ» академик Рашид Сюняев. «Рентгеновское излучение от этого объекта было обнаружено за две недели до того, как была зарегистрирована активность в оптическом диапазоне. В этом заключается уникальность SRGe J131014.2+444 — мы увидели ранние стадии разрушения звезды», — говорит ведущий автор открытия член-корреспондент РАН Марат Гильфанов. Учёный надеется, что коллеги из разных стран смогут лучше понять физику явления при анализе данных от этого объекта. Обсерватория «Спектр-РГ» разработана в «НПО Лавочкина» (входит в госкорпорацию «Роскосмос»), была выведена на орбиту 13 июля 2019 года. Основная цель миссии — построение карты всего неба в мягком и жёстком диапазонах рентгеновского спектра.

Российская орбитальная обсерватория заметила, как чёрная дыра разрушает звезду