Новая жизнь «Полета»

Новая жизнь «Полета»Логотип компании Концерн Радиостроения «ВЕГА».

Качество, проверенное временем

Еще несколько лет назад Челябинский радиозавод (ЧРЗ) – предприятие, занимавшее когда-то ведущие позиции на рынке наземной авиационной техники, – находился на грани уничтожения. Как и многие высокотехнологичные производства, он первым попал под удар «дикого» рынка 90-х.

Казалось, еще немного и одна из легенд челябинской экономики останется лишь в учебниках истории. Возрождение завода началось в 2005 году, когда «Полет» вошел в состав ОАО «Вега».

Парадоксы истории

ЧРЗ «Полет» начал свою работу 30 декабря 1952 года как головное предприятие по производству наземной авиационной техники. Его история – это фактически история гражданской и военной авиации страны. В каждом аэропорту не только России, но и бывшего Советского Союза, на каждом авианесущем корабле, в каждой части, где есть летательные аппараты, можно встретить оборудование челябинского завода: аэродромные радиолокаторы, системы посадки, дальномерные маяки, системы ближней навигации, посадочно-радиомаячные группы. Посадочный комплекс воздушно-космического корабля «Буран», навигационное оснащение авианосца «Адмирал Кузнецов» – эти легендарные проекты были осуществлены при активном участии коллектива радиозавода. Полетовцы всегда работали на совесть. Техника производства челябинского предприятия, поставленная десятки лет назад, продолжает работать и сейчас. Как ни парадоксально, именно это и сослужило заводу недобрую службу в 90-е.

«Челябинский радиозавод «Полет» с начала 90-х и примерно до 2004 года действительно находился в довольно тяжелом положении, – вспоминает генеральный директор Евгений Никитин. – Предприятие тогда потеряло 90 процентов своих заказов. Техника, которую выпускает завод, работала и продолжает работать довольно надежно и, находясь в эксплуатации на предприятиях гражданской и военной авиации, в некоторых случаях выработала свой двух- , трех- , а то и пятикратный ресурс, который положен в соответствии с техническими условиями. То есть заказов на производство новых образцов было недостаточно. Это вызвало задержки с выплатой заработной платы. В то время мы потеряли большое число специалистов. Но тем не менее выдержали это тяжелое испытание».

В 2005 году наступил переломный момент – «Полет» вошел в состав ОАО «Вега», при самом активном участии которого было подписано постановление правительства РФ о реструктуризации задолженности по налогам. В 2005–2006 годах радиозавод преобразуется из федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Появившаяся после этого возможность распоряжаться своим имуществом позволила снять обременение в виде налогов, долгов по налогам и штрафов, накопившихся за полтора кризисных десятилетия. С большой суммой долгов по налогам ОАО «Полет» уже рассчиталось. В первом квартале 2014 года долги, которые накопились в 90-е годы, будут погашены полностью.

В будущее – с уверенностью

Именно с вхождения в государственный концерн «Вега» на предприятии ведут отсчет второй жизни «Полета». В это время начался подъем завода. На ЧРЗ не только реструктуризовали долговую нагрузку. Разработали программу технического перевооружения. Вплоть до 2015 года будет продолжаться реструктуризация производства, связанная с освобождением лишних производственных площадок, затратных и по содержанию, и по налогам на недвижимость и землю. В конечном итоге завод должен принять очертания той небольшой площадки, которая раньше называлась заводом радиотоваров. Здесь достроят три этажа социально-бытового назначения и офисов и пристроят корпус, где станут собирать антенны и выполнять монтаж аппаратных. Внедрение новых технологий также позволит освободить еще больше производственных площадей и в то же время повысить производительность труда и качество полетовских изделий, хотя последнее никогда не вызывало нареканий.

В 2010 году завод выходит на докризисные объемы производства, за ним утверждается репутация ответственного поставщика. Еще два года спустя, в юбилейном для себя 2012-м «Полет» впервые за всю свою постсоветскую историю по объему выпущенной продукции преодолевает рекордный рубеж в один миллиард рублей, выйдя на показатель 1,4 миллиарда. Причем это было достигнуто не повышением цен на изделия, а значительным увеличением количества контрактов на поставки оборудования и приборов. И рост производства не снижается. Объем заказов на 2013-й вырос по сравнению с прошлым годом больше чем на треть – на 36 процентов. А на 2014 год он возрастет уже вдвое по сравнению с 2012-м, и предприятие планирует выйти на уровень три миллиарда рублей.

В 2011 году на заводе создается центр проектирования электронных модулей. Проект реализуется в рамках целевой государственной программы на основе паритетного финансирования: на каждый федеральный рубль приходился рубль заводской. Порядка 150 миллионов вложено в реконструкцию, обновление и ремонт здания, закупку оборудования и программного обеспечения. В центр пришли работать талантливые кадры, которыми руководят молодые способные инженеры. Именно здесь в кратчайшие сроки разработали уникальный прибор «Полет-1» для охраны российских границ, который успешно прошел все испытания и получил самые лестные отзывы профессионалов. Отличительная особенность «Полета-1» в том, что он имеет уникальное программное обеспечение, разработанное челябинскими специалистами, и полностью состоит из узлов и деталей, которые изготавливаются в России. Причем эти изделия могут использоваться не только на границе, они оказались очень востребованы нефтяниками для охраны нефтепроводов.

Постепенно ОАО «Полет» возвращает утраченные было позиции на рынке аэронавигационной техники. Продукция челябинского предприятия поставляется в 30 стран мира. Более 70 процентов радиотехнического оборудования аэродромов гражданской авиации и Министерства обороны изготовлено и поставлено радиозаводом «Полет». Продукция отвечает международным требованиям IKAO. Аэродромные обзорные локаторы «Экран-85 ТК», АОРЛ-1АС, системы инструментальной посадки СП-90, азимутно-дальномерные системы РМА/РМД-90 установлены в ведущих аэропортах страны: Шереметьево-2 и Домодедово. Участвует предприятие в реализации Федеральной целевой программы по модернизации воздушного движения в РФ, которая подразумевает финансирование и поставку больших объемов оборудования более чем в 70 аэропортов нашей страны. При проведении технического перевооружения аэропортов в странах СНГ зачастую отдается предпочтение технике «Полета» перед зарубежной. В течение ряда лет предприятие поставляет свои локаторы в Республику Казахстан. Среди ведущих зарубежных партнеров завода Белоруссия, Туркмения, Алжир.

И уже сегодня ЧРЗ «Полет», ставший органичной частью государственного концерна радиостроения, помогает подниматься другим предприятиям Челябинской области. Техническое перевооружение ЧРЗ идет полным ходом: устанавливаются новые обрабатывающие центры, требующие высококвалифицированного труда в первую очередь инженеров, программистов, наладчиков. Но остаются виды работ, которые машины не заменят. Выход – в расширении кооперации в рамках концерна. Завод начал активно сотрудничать с предприятиями концерна в Москве, Рыбинске, Пензе и других городах. Там есть прекрасное оборудование, необходимые специалисты, и они с радостью готовы оказать челябинцам помощь по тем видам работ, которые на самом «Полете» делать уже не успевают.

Работа в составе «Веги» придает уверенность челябинцам. И они готовы строить планы на следующие полтора десятилетия. Причем не только для себя. «Мы можем похвастать планами до 2020 года, – говорит Евгений Никитин. – Мы знаем все аэродромы, как гражданские, так и военные, куда нужно поставить технику, знаем, сколько ее необходимо сделать. Планы огромные, и поэтому без тесной кооперации с другими предприятиями мы не справимся».

Олег Фаличев

Опубликовано в выпуске № 29 (497) за 31 июля 2013 года

Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Оригинал публикации

Источник: vpk.name



Добавить комментарий