Глава госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин предложил создать на новой орбитальной станции, которая должна прийти на смену Международной космической станции, специальный модуль для посещения ее туристами.
Фото: BFM.RUBFM.RU
Видео дня
О том, что оборудование на МКС устаревает, заговорили уже давно. Сейчас «Роскосмос» определился со сроками: российский сегмент станции завершит работу к 2028 году. По-хорошему, к этому моменту модули надо перевести на новую станцию — о ее создании первый раз заговорили в апреле на уровне президента. Она будет называться «Российская орбитальная служебная станция» — аббревиатура РОСС. Вот о ней и говорил Рогозин, когда предложил добавить на станцию модуль для туристов. В пику недавним суборбитальным полетам Безоса и Брэнсона Рогозин предлагает возить туристов по-настоящему, на саму станцию. Возможности для этого есть, говорит советник гендиректора РКК «Энергия» Александр Александров:
Александр Александров советник гендиректора РКК «Энергия» «Можно сделать дешевый модуль. В принципе, у нас есть надувной, он уже стоит один такой на международной станции как испытание материала и архитектуры. Неплохо, конечно, иметь отдельный модуль, чтобы туристы не мешались под ногами. Суборбитальный полет — это баловство. А орбитальный полет — это серьезно. Что такое суборбитальный полет: это пять минут в невесомости — и обратно на землю. И никакой станции».
Но пока это все даже не планы, а разговоры на тему. До конца лета в «Роскосмосе» намерены лишь очертить общие контуры проекта, а затем направить в правительство дорожную карту. И тут могут возникнуть проблемы. Нет четкого понимания, зачем станция нужна, для каких целей, нет и понимания, сколько она будет стоить.
МКС за 15 лет работы обошлась в 160 млрд долларов, но это была международная партнерская работа. А «Роскосмос» будет строить новую станцию один. Деньги в бюджете на проект вообще пока не заложены. Но самый важный момент — это сроки: до 2028 года, когда закончат с МКС, точно не успеют. Сроки настройки и доставки модулей с нуля в мировой практике составляют около десяти лет, у нас это займет не меньше 30, говорят опрошенные Business FM эксперты.
Далеко ходить не надо — модуль «Наука» планировался к 2007 году, полетел только сейчас. Разработка знаменитой «Ангары» начиналась в 90-х — серийного производства нет и сегодня. Программа «Луна-25» начиналась в нулевых и все еще не запущена.
У задумки Рогозина про туристический модуль есть еще один серьезный недостаток. Космический туризм — это все еще очень дорого и сложно, и подобные полеты — крайне редки, ни о какой рентабельности даже не стоит говорить, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев:
Иван Моисеев научный руководитель Института космической политики «Коммерческих перспектив нет никаких. Вопрос в том, где взять туристов. Их у нас всего было семь человек начиная с нулевого года. Это очень богатые люди, которые готовы заплатить от 20 млн до 50 млн долларов за билет. Те планы, которые есть на бумагах, у нас есть федеральная космическая программа — там нет ничего из того, что заявляет руководитель «Роскосмоса». Например, он заявил о том, что собирается взять грунт с Венеры — это вообще запрещено наукой. Это невозможно. Планета такая. Как только что-то сделают у американцев, тут же появляется заявление, что мы тоже такое сделаем. Но это все относится к будущему и не имеет за собой ни документальной основы, ни финансирования, ни технических возможностей».
Доставка грунта с Венеры — еще один странный план в длинном списке «Роскосмоса». Почти все заявления Дмитрия Рогозина в последние годы — это так или иначе ответы на космические успехи американцев и китайцев: посадка американского марсохода — в Twitter фотожаба с Рогозиным; на вопрос о русском Илоне Маске — «уже родился, страна-то великая»; а вместо наших «Союзов» — «пусть используют батуты».
Четкой космической программы у России нет, говорят эксперты, в новостной повестке — заделывание дыр на МКС и войны в Twitter. И разговоры про модуль для туристов на будущей станции — очередной ответ американцам в духе «мы можем больше да лучше, но как-нибудь потом».
Источник: rambler.ru