Астроном-любитель обнаружил новый спутник Юпитера

Астроном-любитель Кай Ли сообщил об открытии ранее неизвестного спутника Юпитера. Объект получил временное обозначение EJc0061.

Астроном-любитель обнаружил новый спутник ЮпитераСхема орбит спутников Юпитера с указанием лун, которым нужно придумать имена. Источник: Carnegie Institution for Science

Кай Ли сделал это открытие в ходе анализа архивных данных, полученных 3,6-метровым Канадско-франко-гавайским телескопом (CFHT) в 2003 г. Тогда с помощью него астрономы сумели обнаружить сразу 23 новых спутника Юпитера. Впоследствии сделанные в ходе тех наблюдений снимки были выложены в свободный доступ, что позволило любителям провести их повторное изучение и отыскать то, что упустили исследователи 18 лет назад.

EJc0061 входит в группу Карме. Такое название носит семейство небольших спутников, обращающихся в направлении, противоположном осевому вращению Юпитера. По мнению ученых, все они имеют общее происхождение. Их прародителем был объект размером порядка 50 км — скорее всего, захваченный гравитацией газового гиганта астероид. Впоследствии он распался на множество обломков (по всей видимости, в результате столкновения), что привело к формированию группы Карме.

Астроном-любитель обнаружил новый спутник ЮпитераЮпитер и Ио глазами аппарата New Horizons. Источник: NASA, Johns Hopkins U. APL, SWRI

Вновь найденный спутник стал 80-й луной Юпитера. Однако, по мнению ученых, в реальности вокруг пятой планеты обращаются сотни небольших тел, абсолютное большинство из которых было некогда захвачено ее мощной гравитацией.

Стоит отметить, что, несмотря на статус астронома-любителя, у Кая Ли имеется весьма солидный опыт в поисках спутников Юпитера. В прошлом году он обнаружил четыре «потерянные» луны газового гиганта. Так называют спутники, которые наблюдались астрономами, но полученных данных оказалось недостаточно для точного расчета их орбит, поэтому впоследствии они были утеряны.

По материалам: https://www.space.com